Общественное расследование по деятельности муниципальных унитарных предприятий, получающих субсидии от муниципального образования «Город Саратов»

В августе 2019 года Общественным комитетом по противодействию коррупции было инициировано общественное расследование по деятельности муниципальных унитарных предприятий, получающих субсидии от муниципального образования «Город Саратов».

Первично была исследована деятельность двух муниципальных унитарных предприятий (далее МУП) – МУП «Банно-прачечное хозяйство» и МУП «Саратовский коммунальный комплекс».

В процессе расследования работы МУП «Банно-прачечное хозяйство» было выявлено, что в соответствии с Уставом предприятие создано для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, извлечения прибыли. Предметом деятельности предприятия является оказание физическим и юридическим лицам банно-прачечных услуг.

С 09 февраля 2018 года МУП  «Банно-прачечное хозяйство» (далее МУП «БПХ») возглавляет Леонов Дмитрий Владимирович.

Из бюджета муниципального образования «Город Саратов» МУП «БПХ» только в 2018 году были получены субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с оказанием услуг муниципальных бань и на возмещение недополученных доходов от оказания услуг льготным категориям граждан в размере 17 миллионов рублей. Ежегодно, в том числе и в 2019 году, предприятию выделяется более 15 миллионов рублей.

Председателем комиссии по взаимодействию с государственными и муниципальными органами Общественного комитета по противодействию коррупции Кузубом П.А. было установлено, что практически все помещения, занимаемые муниципальными банями, не соответствуют санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам, а сами помещения и здания находятся, как правило, в неудовлетворительном состоянии.

Из 9 бань, указанных на сайте МУП «БПХ», членами СРОО «Общественный комитет по противодействию коррупции» было визуально обследовано пять:

— Баня №1, г.Саратов, ул.Антонова, д.16. Площадь нежилого объекта 6751,8 кв.м. Более 70% помещений в крайне неудовлетворительном состоянии и никак не используются. Часть окон разбиты и заколочены досками. Помывочные помещения грязные, во многих местах плесень и грибок. Прилегающая к бане территория заросла кустарниками и деревьями, не убирается и является «пристанищем» асоциальных элементов и бомжей. Мастер бани (управляющий) Князев Ю.А. на рабочем месте отсутствует. При оплате за помывочные услуги выдают кассовый чек, но банщик потом требует вернуть его обратно (!), якобы для отчетности.

— Баня №4, г.Саратов, ул.Б.Горная, д.116. Площадь нежилого объекта 648,3 кв.м. В бане грязно, местами плесень, требуется ремонт. Помывочная мужского отделения находится в аварийном состоянии, разрушаются конструкции перекрытий, есть опасность для нахождения  людей в помещении. На второй этаж посетителей не допускают. Мастер бани (управляющий) Лапунов С.М. на рабочем месте отсутствует.

— Баня №7, г.Саратов, ул.Кутякова, д.44. Площадь нежилого объекта 697,5 кв.м. Закрыта на ремонт в связи с заменой котлов в котельной. При визуальном осмотре было выявлено, что необходим срочный ремонт фасада здания.

— Баня №10, г.Саратов, 1-й проезд Энергетиков, д.7. Площадь нежилого объекта 888,4 кв.м. Баня в аварийном состоянии, везде грибок, плесень, грязь, «закопченные», как после пожара, стены. Мебель в плохом состоянии, грязная и старая. Окна в помещении частично разбиты, прилегающая территория заросла кустарником. Срочно необходим ремонт кровли. Мастер бани (управляющий) Одинцов Ю.Т. на рабочем месте отсутствует.

— Баня №18, г.Саратов, ул.4-я Нагорная, д.30. Площадь нежилого объекта 333,8 кв.м. Более года закрыта для посещения. Здание в аварийном состоянии, требуется ремонт кровли.

В отличие от помывочных и других помещений вышеперечисленных бань, в головном офисе у директора МУП «БПХ» Леонова Д.В. сделан хороший ремонт и в приемной даже имеется секретарь… Не совсем понятны в данной ситуации и функции заместителя директора и нескольких мастеров бань, зарплату которых можно было перераспределить в нужном направлении.

В процессе общественного расследования было выявлено, что работа директора МУП «БПХ» ведется ненадлежащим образом, работа персонала не контролируется, в притоке клиентов руководство не заинтересовано, внутреннее состояние помещений не соответствует санитарным нормам. Как итог, услугами муниципальных бань пользуется только та часть населения, у которой нет иного выбора, а значит не будет наблюдаться рост прибыли от оказываемых услуг.

Исходя из вышеизложенного, администрацией города Саратова, как учредителем МУП «БПХ», директором предприятия назначен некомпетентный руководитель, ненадлежаще относящийся к своим функциональным обязанностям и вверенному ему муниципальному имуществу.

Подобным образом к сохранению муниципального имущества (здания, помещения) относятся и в комитете по управлению имуществом города Саратова, проявляя бездействие и не принимая мер к сохранению объектов недвижимости. Причинение ущерба муниципальному образованию «Город Саратов» в связи с бездействием и ненадлежащим контролем чиновников администрации за состоянием муниципального имущества исчисляется десятками миллионов рублей.

Объектом общественного расследования также стала деятельность МУП «Саратовский коммунальный комплекс» (далее МУП «СКК»). Основным видом деятельности Организации является производство, передача и распределение пара и горячей воды, а также кондиционирование воздуха.

С 14 февраля 2019 года МУП «СКК» руководит Самсонов Антон Владимирович.

В первом полугодии 2019 года МУП «Саратовский коммунальный комплекс» уже предоставлены субсидии из бюджета муниципального образования в размере 6 664 000 рублей на погашение кредиторской задолженности за потребленные топливно-энергетические ресурсы.

Но как выяснили специалисты из Общественного комитета по противодействию коррупции, данная субсидия не сильно повлияет на возмещение кредиторской задолженности, ведь только за газ МУП «СКК» должно около 18 миллионов рублей, а есть еще задолженность и перед другими поставщиками.

По информации, представленной сотрудниками газовой компании, МУП «СКК» не предпринимает никаких действий по досудебному урегулированию вопросов.

В ходе общественного расследования выяснилось, что в МУП введена специальная должность заместителя директора, в функциональные обязанности которого входит работа с должниками и контрагентами МУП «Саратовский коммунальный комплекс», но, видимо, данный сотрудник или не обладает необходимыми познаниями и опытом работы в подобной сфере, или круг его обязанностей ограничен лишь получением немаленькой зарплаты, так как работа с контрагентами в последнее время ведется неудовлетворительно, а показатели работы с должниками предприятия снизились.

Членам Общественного комитета удалось узнать, что данную должность в МУП «СКК» с 03 декабря 2018 года занимает депутат Саратовской городской Думы Сорокин Д.В., не имеющий высшего образования и опыта работы в данной сфере…

Остается непонятным, почему администрация города, являясь учредителем МУП, допускает на такие должности людей без необходимого опыта работы? Или при трудоустройстве «учитывалось», что новый заместитель директора является депутатом Саратовской городской Думы? Этот вопрос мы обязательно доведем до сведения главы муниципального образования «Город Саратов» М.А.Исаева и надеемся, что он будет тщательно проработан.

Кроме ненадлежащей работы с контрагентами, руководство МУП «СКК» практически игнорирует заседания судов, не направляя на них своих представителей. Проанализировав результаты представления интересов организации в арбитражном суде, мы сделали выводы, что муниципальное учреждение не желает отстаивать свои интересы, равно как и интересы муниципалитета, выделяющего миллионы бюджетных денег. Например, дело № А57-933/2019 (решение от 25.02.2019г.)  о взыскании 761 435руб., рассматриваемое в Арбитражном суде Саратовской области: истец ООО «Газпром межрегионгаз Саратов» на заседание явился, а представитель ответчика – МУП «Саратовский коммунальный комплекс» — нет; дело № А57-21897/2018 (решение от 31.01.2019г.)  о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию, рассматриваемое в Арбитражном суде Саратовской области, где истцом выступает ООО ««Саратовское предприятие городских электрических сетей», представитель ответчика – МУП «Саратовский коммунальный комплекс» — на заседании так и не появился и др.

Как показало расследование, в администрации города Саратова надеются перекрыть часть долгов имуществом, находящимся у МУП «СКК».

По предварительным данным, речь идет о нежилом здании, расположенном по адресу: г.Саратов, Бабушкин взвоз, д.21, площадью 958, 2 кв.м., неизвестно для каких целей отданного городом МУП «СКК».

При проведении расследования выявились и возможные признаки коррупционной составляющей (оценку данным деяниям дадут правоохранительные органы) со стороны комитета по имуществу администрации города Саратова, директора МУП «СКК» и других лиц в сфере распоряжения муниципальным имуществом:

— при наличии помещения (г.Саратов, ул.Ленинградская, д.16), закрепленного за МУП «СКК» на праве хозяйственного ведения и пригодного для размещения в нем офиса, предприятие арендует помещение (г.Саратов, ул.Шевченко, д.28) у физического лица. Последний договор аренды, несмотря на наличие «своих» помещений, был подписан МУП «СКК» 01 августа 2019г.;

— Комитет по имуществу администрации города Саратова необоснованно забирает у МУП «СКК» отремонтированное помещение (г.Саратов, ул.Ленинградская, д.16), закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятием, которое МУП могло бы использовать по назначению, находясь рядом с основными закрепленными за ним объектами (модульные котельные, расположенные по адресам:4-й Увекский туп., 3-й Нефтяной проезд; 1-й нефтяной проезд и др.; несколько ЦТП расположенных на 1-м Нефтяном проезде; пять насосных станций, тепловые сети, насосные сети, артезианские скважины и 8 резервуаров -накопителей расположенных Заводском районе города Саратова), и закрепляет за МУП помещение, требующее  ремонта, на другом конце города (г.Саратов, ул. Осипова, д.18);

— комитетом по имуществу администрации города Саратова не проводилась проверка на соответствие использования закрепленного за МУП муниципального имущества видам деятельности предприятия – нежилое здание, расположенное по адресу: г.Саратов, Бабушкин взвоз, 21 (площадью 958,2 кв.м.), не использовалось МУП «СКК» по назначению и неизвестно с какой целью было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения. В настоящее время здание может быть «передано» ресурсоснабжающим организациям в счет погашения долгов МУП «СКК» перед ними.

В результате общественного расследования также выяснилось, что на протяжении нескольких лет юридическое лицо МУП «СКК» не находится по заявленному в ЕГРЮЛ юридическому адресу (г.Саратов, ул.Ленинградская, д.16, лит.А), что является нарушением федерального законодательства.

Исходя из вышеизложенного, выявлено ненадлежащее ведение хозяйственной деятельности директором предприятия, а также нецелевое использование вверенного муниципального имущества и неэффективный подбор руководящего состава (заместителя директора) МУП.       Имеются признаки коррупционной составляющей со стороны сотрудников комитета по управлению имуществом администрации города Саратова и директора МУП «СКК» при распоряжении имуществом предприятия.

Общественное расследование продолжается, но даже на начальном этапе видно, что контроль за деятельностью МУПов и подбор кадрового состава со стороны администрации города очень слабый, что не позволяет развивать предприятия на должном уровне.

Все материалы общественного расследования будут направлены в правоохранительные органы и главе муниципального образования «Город Саратов» М.А. Исаеву.

Запись опубликована в рубрике Uncategorized. Добавьте в закладки постоянную ссылку.