В САРАТОВЕ «СПИСАЛИ» ЭКОЛОГИЮ

В апреле 2021 года вышел очередной номер газеты «АнтиКор»

Если вам не доставили свежий номер газеты, предлагаем ознакомиться со статьей «В Саратове «списали» экологию».

 

 

 

В САРАТОВЕ «СПИСАЛИ» ЭКОЛОГИЮ

Сохранение экологии — без преувеличения дело каждого конкретного человека. В наших с вами силах постараться как можно меньше вредить окружающей среде. Для этого нужно просто не полениться и поменять некоторые привычки, вошедшие в обиход и, несомненно, упростившие нам жизнь. Ведь стоящий за этими привычками комфорт лишь кажущийся. Вред природе, который наносят наши ежедневные действия или бездействие, отражается, в конечном счете, и на нас.

Но саратовские чиновники видимо так не считают, пытаясь завуалировать заботой о жителях колоссальный вред, который они наносят своими действиями, а в данном случае ещё и бездействием, окружающей среде.       

Председателем комиссии Общественного комитета по противодействию коррупции Павлом Кузубом было проведено общественное расследование, как с подачи городской администрации загрязняется окружающая среда, и при этом ведомство не несёт никакой ответственности. К тому же еще и нерационально используется городской бюджет —  десятки миллионов рублей, идущих в руки коммерческих структур и некоторых чиновников, в прямом смысле «закапываются».

Вопрос, поднятый Кузубом, вроде как считается избитым и неинтересным – уборка городскими властями снега в Саратове. Но при проведении общественного расследования выяснилось, что администрация полностью игнорирует экологическое законодательство, и ее действия, а зачастую и умышленное бездействие, способствуют развитию у населения серьезных заболеваний, итогом которых может быть даже летальный исход.

Общественным комитетом по противодействию коррупции были установлены факты нарушений, допускаемых при уборке снега, смешанного с реагентами с городских дорог.

Снег с реагентами, убираемый с дорог, должен вывозиться на специализированные полигоны (площадки) для дальнейшего хранения и утилизации, но в Саратове всё происходит по — иному. Практически на всех улицах города при уборке дорожного полотна спецтехникой большая часть снега, смешанного с реагентами, разбрасывается по обочинам дорог на зеленую зону на расстояние до 10 метров. Этот снег не вывозится и, соответственно, тает естественным путем, загрязняя почву.

Остальную часть снега вывозят, как утверждают муниципальные бюджетные учреждения, на земельные участки для временного хранения. Только вот вопрос, имеющий возможную коррупционную составляющую: как так получается, что муниципальные учреждения знают, какой объем снега они убирают с дорог, но почему-то не знают (или не хотят знать), какой объем снега они складируют на полигонах или участках для временного хранения?

На участках временного хранения тоже не все благополучно, а уж о снегоплавильной технике в Саратове и говорить не приходится, — её попросту нет, а для того, чтобы закупленная ранее была в рабочем состоянии согласно экологическому законодательству, требуются финансовые вложения, равные по стоимости самой технике.

Кстати говоря, прокуратурой города Саратова в результате проверочных мероприятий по фактам ненадлежащего содержания администрацией МО «Город Саратов» улично-дорожной сети были выявлены многочисленные нарушения законодательства РФ, а именно: несвоевременная уборка снега и наледи на дорогах и тротуарах, неиспользование специализированных транспортных средств в полном объеме, использование коммерческих организаций для механизированной уборки снега при наличии собственных простаивающих транспортных средств, отсутствие муниципального контроля за надлежащим проведением работ коммерческими предприятиями, нарушения требований ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также нарушения при складировании снега.

Эффекта, правда, эти знания не принесли. Сотрудники прокуратуры внесли очередное представление в адрес главы муниципального образования, возбудили целых два несущественных дела об административных правонарушениях и отправили некоторые материалы в городское управление внутренних дел, где, как часто бывает, всё и затухло.

Материальный ущерб, нанесенный муниципалитету, и возможно списанные бюджетные средства так и остались на совести сотрудников прокуратуры.

При проведении общественного расследования выяснилось, что растаявший снег, содержащий реагенты и другие вредные примеси, поступает не только непосредственно в почву, но и в городскую ливневую канализацию.

Выяснилось, что через так называемые «ливневки», обслуживаемые МУП «Водосток», сточные воды, содержащие тонны (!) загрязняющих веществ, без очистки напрямую попадают… в реку Волга, нанося невосполнимый ущерб экологии.

Это известно всем уже долгие годы, но кроме банальных ежегодных административных штрафов контролирующие органы ничего не предпринимают.

Ещё в 2013 году Саратовской природоохранной прокуратурой было выявлено, что городская система ливневой канализации сформировалась на территории 20-ти водосборных систем. Их общая площадь составляет 36202 га. Все 20 ливнесборных бассейнов, в конечном итоге, сбрасывают ливневые стоки без очистки (!) в Волгоградское водохранилище.

Предусмотренное строительство канализационных очистных сооружений до настоящего времени не начато и дата начала такого строительства не известна. На протяжении продолжительного периода времени в Волгоградское водохранилище осуществляется сброс поверхностных и дренажных вод, не прошедших никакой очистки.

Отсутствие должной организации водоотведения со стороны администрации муниципального образования приводит к негативным последствиям для окружающей среды.

Так, в соответствии с заключением по анализу проб воды, проведенного Филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области», сточные воды в смотровом колодце ливневого стока оврага Глебучев имеют превышение норм ПДК водоема рыбохозяйственного использования по сульфатам в 2 р, по нефтепродуктам в 9,9 р., по БПКполн в 3.4 раза, по нитрит-иона в 4,6 раз, по железу общему в 1,5 раз, по цинку в 32 раза, по меди в 6 раз. А пробы, отобранные в городском коллекторе оврага Глебучев, содержат загрязняющие вещества в количестве, превышающем нормативы по сульфат ион в 1,2 раза, по аммоний ион в 5,7 раза, нитрит ион 3,5 раза, нефтепродуктам в 17 раз, меди в 3 раза, железу в 156 раз. Практически такие же результаты мы видим при отборе проб сточных вод, сбрасываемых через систему ливневой канализации г. Саратова по водовыпуску Белоглинского оврага, последнем колодце (щелевике) перед сбросом сточных вод по водовыпуску по ул. Б. Садовая, водовыпуску оврага «Крутенький» (район ул. Заводсткая), водовыпуску оврага «Мутный ключ (район ул. Фабричная). Исходя из результатов количественного химического анализа установлено превышение норм ПДК для водоема рыбохозяйственного значения на выпуске по ул. Б. Садовая по сульфатам в 1,9 раза, нефтепродуктам в 7,6 раза, БПК-5 в 5,5раза, азоту аммония в 8,2 раза, железу общему в 30,8 раза, фосфатам в 3,6 раза, марганцу в 230 раз; по водовыпуску овр. «Крутенький» по сульфатам в 1,9 раза, нефтепродуктам в 289 раз, азоту аммония в 8,4 раза, железу общему в 5,3 раза, цинку в 2,6 раза, меди в 3,5 раза, марганцу в 10 раз; по водовыпуску овр. Мутный Ключ по нефтепродуктам в 47,4 раза, азоту аммония в 3 раза, железу общему в 5,9 раза, меди в 3,3 раза, марганцу в 4 раза.

В том же 2013 году Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура обращается в суд с требованием возложения на администрацию города обязанности по организации на территории Саратова вооодтведения, обеспечивающего возможность очистки сточных вод, сбрасываемых через систему ливневой канализации.

В судебном заседании бесспорно установлено, что качество сточных вод, попадающих в Волгоградское водохранилище с территории муниципального образования «Город Саратов», не соответствует установленным нормам и правилам, что является нарушением требований природоохранного законодательства.

Суд пришел к выводу, что обязанность по организации водоотведения на территории муниципального образования «Город Саратов» относится к вопросам местного значения, в связи с чем, в силу требований закона, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность по организации на территории города водоотведения сточных вод с соблюдением требований действующего законодательства.
Отсутствие достаточных денежных средств на проведение мероприятий по организации должного водоотведения не освобождает муниципальное образвание от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Решение суда было категоричным, но…позволяющим допускать нарушение экологического законодательства ещё долгих 8 лет.

В октябре 2013 года судья Волжского районного суда г.Саратова Кондрашкина Ю.А.  вынесла судьбоносное решение, обязывающее администрацию муниципального образования «Город Саратов» организовать на территории города водоотведение сточных вод через систему ливневой канализации так, как это предписывает экологическое законодательство, в срок до (внимание!) 01.01.2020 года!

Даже учитывая долгий срок, предписанный судом для организации очистных сооружений, мы видим, что на дворе уже апрель 2021 года, а никто ничего делать не собирается, мотивируя бездействие отсутствием денег.

Тем не менее, деньги на реконструкцию внешней части Набережной и строительства Новой у города нашлись, а на устранение экологического бедствия —  не было и, по крайней мере в ближайшем будущем, не предвидится.

Кто будет отвечать за это и когда будут применены реальные меры по привлечению виновных за загрязнение Волги и окружающей среды к ответственности?

Запись опубликована в рубрике Uncategorized с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.